В последнее время одним из самых популярных способов оформления работы с физлицами стало заключение договора с самозанятым. И если Вы как организация хотите начать работать с самозанятыми работниками, то скорее всего, у Вас возникнет вопрос, какие налоговые последствия и риски нужно оценить в первую очередь. Давайте посмотрим, на что налоговый консультант обращает внимание при анализе договора с самозанятым.
Первый признак для контроля взаимоотношений с самозанятым формальный. Нельзя заключить договор с самозанятым, если он являлся сотрудником организации в течение предыдущих двух лет. Кроме того, обязательна проверка статуса самозанятого не только на момент заключения договора, но и в момент выплаты дохода. Такую проверку можно провести самостоятельно по ИНН на сайте налоговой. Что касается предельной суммы годового дохода самозанятого, то ее он должен контролировать сам.
Во вторых, следует внимательно отнестись к содержанию и формулировкам в заключенном договоре. Так, все упоминания о графике работы, соблюдении внутренних регламентов, пользовании материальными ресурсами организации может стать основанием для переквалификации договора в трудовой.
Теперь рассмотрим на цифрах, какую налоговую выгоду получает организация при привлечении самозанятых. Предположим, Вы договорились что выплата самозанятому по договору составит 500 тыс. руб.
В этом случае организация сможет уменьшить налог на прибыль на 100 тыс.руб. а самозанятый с этого дохода заплатит в бюджет 30 тыс. руб.
Чистый доход самозанятого составит 470 тыс. руб.
При этом необходимо иметь документальное подтверждение расходов — помимо договора, это акт самозанятого о выполненных работах (оказанных услугах) и обязательно чек, оформленный через приложение «Мой налог».
Предположим, что предприятие хочет оценить свою налоговую выгоду от такого оформления в сравнении с трудовым договором. Считаем в обратную сторону.
Чтобы работник получил чистый доход в виде заработной платы в размере 470 тыс. руб., Ему должно быть начислено 540 тыс. руб. НДФЛ в размере 70 тыс. руб. начисляет и перечисляет в бюджет работодатель. Также работодатель исчисляет и перечисляет в бюджет страховые взносы в размере 30% (в общем случае) + тариф от несчастных случаев на производстве (возьмем минимум — 0,2%). Это составляет сумму в размере 163 тыс. руб. Таким образом, работодатель несет расходы в размере 703 тыс руб., и его уменьшение налога на прибыль составляет 141 тыс руб.
Кроме того, у работодателя могут возникнуть дополнительные обязанности по предоставлению социальных гарантий работнику (отпускные, больничные и т.д.)
Теперь сравним чистые затраты в обоих случаях.
В первом случае — оформление самозанятого — предприятие должно будет потратить в чистом виде 400 тыс. руб. (500 — 100), самозанятый тратит 30 тыс. руб. Общие затраты — 430 тыс. руб.
Во втором случае — оформление трудового договора — затраты предприятия составляют 563 тыс. руб. Работник не несет никаких затрат.
Экономия в случае применения организацией общей системы налогообложения составляет 133 тыс. руб., при чистой сумме получения дохода физлицом 470 тыс. руб. При применении УСН или льготных ставок страховых взносов суммы будут иные, их можно просчитать при заказе консультации специалиста по налогам.
Подведем итоги. Взаимоотношения организации с самозанятыми достаточно выгодны в финансовом плане, но являются маркером для пристального внимания со стороны налоговиков. Решение остается за Вами, каким образом оформлять отношения с привлекаемыми работниками. Если Вашей целью является получение налоговой выгоды, то рекомендуем Вам оценить все риски по переквалификации договора, своевременно контролировать статус самозанятого и не забывать про документальное подтверждение на каждое перечисление вознаграждения самозанятому. Если же в Вашем случае риски достаточно высоки, то Вы должны понимать, какие финансовые затраты могут возникнуть в случае переквалификации договора с самозанятым в трудовой договор.